Основным нормативным актом, который регулирует в РФ порядок распространения информации в сети Интернет, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации). Этот Федеральный закон также вводит несколько правил и в отношении ограничения на доступ к информации в сети Интернет.
Согласно п.5 с.15 Закона об информации передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Единственным Федеральным законом, который устанавливает условия и порядок ограничения передачи информации в сети Интернет, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в силу ст. 13 которого информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. В дальнейшем, в соответствии с п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России ведет и публикует список экстремистских материалов.
Таким образом, в настоящее время действующий механизм по ограничению доступа выработан только в отношении материалов экстремистского характера. Возможность признания иной информации, запрещенной к распространению в сети Интернет, законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем перечень видов информации, которая распространяется с нарушением законодательства, в отношении которой могут быть предприняты действия по ограничению ее распространения, чрезвычайно обширен:
1) детская порнография; иные порнографические материалы. Общий запрет установлен ст. 242 и 242.1 Уголовного кодекса РФ, статья 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», также не допускает использование СМИ в целях распространения материалов, пропагандирующих порнографию;
2) реклама и пропаганда наркотических средств. Статья 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещает пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
3) сведения, содержащие персональные данные; личную, семейную тайну; тайну связи и иные сведения о физических лицах, не выразивших согласие на распространение сведений о них;
4) сведения, содержащие государственную, коммерческую, налоговую тайну.
Можно предположить, что данный список не является исчерпывающим. При этом ни в одном из перечисленных выше документов не содержится порядка и условий, в соответствии с которыми передача указанной информации в сети Интернет может быть ограничена.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» не только определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, но и установил ответственность за ее осуществление.
Одна из наиболее острых проблем последнего времени - размещение деструктивными организациями, в том числе зарубежными, экстремистских материалов и публикаций в международной сети Интернет.
К сожалению, законом прямо не предусмотрена возможность прекращения деятельности подобных сайтов. Для выхода из сложившейся ситуации правоохранительные органы используют полномочия, предусмотренные ст. 45 ГПК, а именно - направление исковых заявлений в суд к интернет-провайдерам с требованием об ограничении доступа к сайтам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов указанного сайта.
Так, в ходе проведения проверок образовательных учреждений среднего и средне-специального образования, проведенных в 2014 году, Пресненским межрайонным прокурором были выявлены нарушения в сфере «безопасного доступа в Интернет несовершеннолетним». Например, в одном из педагогических колледжей столицы, из класса информатики имелся свободный доступ к порно-сайтам, сайтам экстремистского характера. Доступ к сайтам, содержание которых явно не соответствует образовательным целям и задачам, нормам этики и морали, не был ограничен в колледже ни Интернет-провайдером, ни администрацией образовательного учреждения. Пресненский межрайонный прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением об ограничении доступа к подобным сайтам. После получения искового заявления, направленного судом, ответчик в добровольном порядке признал требования прокурора и заблокировал указанные сайты.
Источник: Старший помощник Пресненского межрайонного прокурора Младший советник юстиции Яновская И.Ю.