ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

В настоящее время законодатель в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ дал официальное определение понятию «коррупция»:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.

Уголовный кодекс Российской Федерации в целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Взяткодатель - это заинтересованное в решении, какого либо вопроса лицо, которое  при помощи подкупа должностного лица хочет получить привилегии для себя лично, своего бизнеса или же для третьих лиц. Это так называемый активный взяткодатель, то есть тот, который инициирует процесс дачи взятки. Пассивный же взяткодатель - это лицо, у  которого вымогает взятку государственный служащий, пассивный взяткодатель в большинстве случаев является заложником ситуации. Ведя разговор о борьбе с коррупцией необходимо разделять эти два типа взяткодателей, ведь ими управляют различные мотивы в совершении коррупционного деяния, следовательно, и подходы в предупреждении должны быть разными.

Рассмотрим виды взяткодателей.

             Взяткодатель активный - отличительной чертой активного взяткодателя является, четкое понимание того, что и зачем он делает, он видит цель и не видит препятствий в законе и готов его нарушать, им движет выгода. Он будет различными способами провоцировать чиновника на получение взятки, в некоторых компаниях есть даже специальный человек который "решает" вопросы с государственными органами. У таких людей есть наработанные контакты, которые помогают ему выйти на нужного человека, для решения того или иного вопроса. Если же таких контактов нет, то активный взяткодатель идет напрямую к чиновнику и предлагает ему взятку намеками или же прямым текстом. В случае если чиновник соглашается на получение взятки, между взяткодателем и взяткополучателем устанавливается контакт, и если в будущем взяткодателю понадобиться решить какой-то вопрос, он смело может обратиться к этому чиновнику за помощью. Данная помощь может быть как в непосредственном "проталкивании" интересов взяткодателя, так и в поиске контактов которые могут быть полезны взяткодателю, чиновник в такой ситуации выступает своего рода гарантом взяткодателя перед другим чиновником, таким образом, взяткодатель создает почву для будущих коррупционных деяний, как для себя, так и для третьих лиц.

            Являясь инициатором дачи взятки, активный взяткодатель кроме совершения коррупционного деяния, стимулирует чиновника к получению взяток на психологическом уровне (чиновник, чувствуя безнаказанность, будет продолжать брать взятки, а возможно даже, начнет их требовать).  Таким образом, активный взяткодатель, нанес куда больший вред государству, ведь он стал причиной для будущих коррупционных действий чиновника.

            Взяткодатель пассивный - в отличие от активного взяткодателя, пассивный взяткодатель не инициирует процесс дачи взятки, его начинает государственный служащий. Чиновник может потребовать взятку, как за "дополнительную помощь", так и за то, что он выполнит свои прямые обязанности, например, выдаст справку или разрешение которое он просто обязан выдать. У пассивного взяткодателя не остается выбора, если он хочет получить нужное ему разрешение, даже при том условии, что все его документы в порядке, он вынужден давать взятку. Каждый из нас наверно был в такой ситуации, когда чиновник отказывается выдать справку на основании того, что у него нет бланков, но за небольшое вознаграждение, чиновник поспособствует чтобы нужный бланк, нашелся как можно быстрее. В большинстве случаев пассивный взяткодатель соглашается на подобные условия, так как знает, что если он сейчас откажется, то необходимый бланк не найдут еще очень долго. Нужно отметить, что пассивный взяткодатель иногда обращается в органы МВД и прокуратуры, чтобы сообщить о чиновнике коррупционере. Именно пассивный взяткодатель является тем лицом, кому не выгодна дача взятки, так как он мог получить нужное разрешение на законных основаниях. Причиной того, что пассивный взяткодатель дает взятку, является экономия сил и времени. Пассивному взяткодателю, проще дать взятку и решить проблему, чем связываться с правоохранительными органами или доказывать свою правоту в суде.

              Таким образом, уголовным кодексом РФ – ст. 291 предусмотрена ответственность за дачу взятки, которая наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

 

Старший помощник прокурора младший советник юстиции И.Ю.Яновская

 

 

Источник: Прокуратура Пресненского района



Новости СМИ2