В целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности законодательством введены значительные ограничения оснований проведения выездных проверок органами государственного контроля и надзора.
Так, плановые выездные проверки, по общему правилу, могут проводиться не чаще, чем раз в три года, исключительно в соответствии с ежегодно формируемым сводным планом, размещенным в свободном доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Законодателем установлен исчерпывающий перечень оснований проведения выездных проверок в ином, внеплановом, порядке:
- поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания контролирующего органа (предметом проверки в этом случае может являться только исполнение содержащихся в предписании требований),
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права
которых нарушены), - поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений,
информации о причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным,
растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности
государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера либо угроза возникновения указанных обстоятельств -
по письменному согласованию с прокурором, - требование прокурора о проведении внеплановой проверки (по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям).
При выходе на предприятие представители контролирующего органа обязаны подтвердить свои полномочия: вручить заверенную печатью копию распоряжения о проведении внеплановой проверки (с поименным перечнем лиц, на которых возложено ее проведение, указанием даты, времени, адреса и продолжительности проверки), предъявить служебные удостоверения, письменное согласование проверки прокурором (в том случае, когда это предусмотрено законом), сделать отметку в журнале учета проверок (при его наличии на предприятии). Один экземпляр акта, составленного по итогам проверки, также должен быть передан представителю проверяемого юридического лица (ИП).
Нарушение указанного выше порядка и оснований проведения выездных проверок влечет административную, а в ряде случаев - уголовную ответственность. О каждом таком факте предприниматель вправе заявить в прокуратуру для принятия мер по наказанию виновных должностных лиц контролирующих органов и недопущению нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности.
В связи с часто возникающими в правоприменительной практике вопросами прокуратура Центрального административного округа г.Москвы разъясняет, что указанные выше ограничения, закрепленные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на порядок осуществления надзорных полномочий органами прокуратуры, организация деятельности которых регламентируется специальным Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации