Трогательная история в Дарвиновском музее

Фото: пресс-служба префектуры ЦАО

Проект «Трогательная история», направленный на повышение доступности объектов сферы культуры и привлекательности музейных пространств, развивается с 2018 года. За это время проведено уже 5 выставок, доступных для людей с разными формами инвалидности. В октябре открылась выставка «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси» в Дарвиновском музее. До 22 ноября посетители смогут познакомиться с шедеврами древнерусской скульптуры.

В экспозиции — тактильные копии резных барельефов, украшающих стены Георгиевского собора. Этот архитектурный памятник, возведенный в первой половине XIII века в Юрьеве-Польском — последний собор, построенный в Древней Руси до монголо-татарского нашествия. Его стены украшают барельефы, на которых изображены религиозные сюжеты, реальные и мифические животные, растительные узоры.

«Этот проект дает возможность людям с физическими ограничениями доступным способом получить представление об образах животных, культуре зодчих Древней Руси. Мероприятие такого плана позволит не только привлечь большее количество посетителей-людей с ограниченными возможностями, но и обратить внимание на проблемы людей с инвалидностью и способы их решения, в том числе и в вопросах социальной адаптации», − отметил и.о. директора Государственного бюджетного учреждения «Пансионат для инвалидов по зрению» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Андрей Лапшин.

Выставочная экспозиция состоит из 14 барельефов, трех моделей животных, двух моделей Георгиевского собора (до и после реконструкции) и полноразмерного фрагмента стены. Для обеспечения доступности каждого экспоната организаторы разработали специальный комплекс, включающий тифлокомментарии, описания на русском жестовом языке и адаптированного медиагида. Экспонаты передают тактильные ощущения оригинальных исторических объектов.

Выставка включает не просто тактильные, а научно-реставрационные копии. Например, если у исторического объекта утрачен хвост, то его восстанавливают с помощью современных технологий, изучая аутентичные работы и орудия труда тех времен. Таким образом, барельефу придается изначальный вид — такой, какой создал скульптор.

Создание таких экспонатов проходит в несколько этапов:
3D-сканирование и печать 3D-макета, работа по восстановлению утраченных элементов, скульптурная обработка в материале, приближенном к натуральному камню и изготовление тактильной конструкции из искусственного камня.

«Эта выставка − уникальный пример создания доступной среды, модели шедевров искусства в которой доступны для незрячих и слабовидящих людей. Я рад, что есть возможность прикоснуться к истории в буквальном смысле», − поделился своим мнением Степан Борисов, социальный работник Пансионата для инвалидов по зрению. Он также отметил, что выставка будет интересна не только взрослым, но и детям: ведь музеи — это вовсе не скучно, а увлекательно и весело.

Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, экскурсионные группы формируются по предварительным спискам. Гости должны пользоваться масками, перчатками и санитайзерами, а на входе в Музей будет измеряться температура посетителей.



Новости СМИ2