
31 мая пожарно-спасательный гарнизон столицы отмечает профессиональный праздник – День пожарной охраны Москвы. В преддверии праздника историей своего профессионального пути и жизненными целями поделился Александр Анисимов – лучший бортовой механик-инструктор Московского авиацентра по итогам конкурса мастерства 2024 года.
31 мая 1804 года указом императора Александра I с горожан была снята существовавшая ранее повинность по тушению возгораний, и пожарные столицы получили статус профессионалов. С тех пор технологии обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения шагнули далеко вперед. С 30-х годов XX века к предупреждению и ликвидации возгораний стала активно привлекаться авиация.
Сегодня в столице для тушения пожаров с воздуха уже 22 года применяются вертолеты Московского авиационного центра. В авиапарке учреждения находится 12 винтокрылых машин. Экипажи вертолетов дежурят в столице круглосуточно, что позволяет максимально быстро реагировать на вызов и прибывать на место происшествия в течение 15-20 минут. Свыше 400 сотрудников авиацентра ежедневно обеспечивают безопасность столицы и ее жителей. Один из них – Александр Анисимов, лучший бортовой механик-инструктор по итогам 2024 года.
Александр родился в маленьком городе Зуевке Кировской области. Его отец был начальником пожарной части, поэтому мальчик с детства видел, как сильные мужчины каждый день стоят на страже безопасности города и его жителей. Тогда маленький Саша еще не знал, что продолжит дело своего папы, но уже из кабины вертолета.
«Отец научил меня главному – быть смелым и не бояться поставленных задач. Это очень пригодилось в жизни и будущей профессии», – с благодарностью вспоминает Александр.
В родном городе специалист окончил железнодорожное училище, зетем его призвали в вооруженные силы. Службу он проходил в войсках комитета государственной безопасности города Москвы. После армии в 1992 году Александр поступил в Кировское военное авиационно-техническое училище на специальность «бортовой механик», а по окончании учебы в 1995 году он начал службу на Северном флоте в городе Североморске.
«Я летал на вертолете Ка-27ПС, выполнял спасение и эвакуацию людей с судов, терпящих бедствие. В Североморске больше всего запомнилось северное сияние и невероятно добрые, сильные и отзывчивые люди, готовые всегда прийти на помощь», – вспоминает герой.
Спустя три года службы у берегов Баренцева моря Александр Анисимов осуществил новую мечту – поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. профессора Н.Е. Жуковского на специальность «техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиадвигателей».
«Было приятно учиться в одном из лучших учебных заведений страны, выпускающим специалистов военно-авиационной области, и знать, что легендарный преподавательский состав академии подготовил первый отряд космонавтов», – с гордостью рассказал специалист.
Годы учебы подарили Александру не только дело всей жизни, но и встречу с любимой супругой. Познакомились молодые люди за теннисным столом в военном санатории, оба были любителями этого спорта. Сейчас специалист – образец прекрасного семьянина, верный муж и заботливый отец двух замечательных детей: сына и дочери. Его семья – сплоченный коллектив, где все любят и поддерживают друг друга.
Выпуск из военной академии хранит в сердце каждый молодой офицер. Так и Александр с улыбкой вспоминает напутственные слова руководителя академии, дважды героя Советского Союза, летчика-космонавта Владимира Коваленка.
Волей случая по распределению молодого специалиста отправили проходить службу на аэродроме Остафьево. Там специалист 12 лет летал бортовым инженером на самолетах Ан-72 – «чебурашках» авиации военно-морского флота.
«В то время на наших плечах лежала работа по обслуживанию основного оборудования: управление силовыми установками, механизацией крыла, хвостового оперения, шасси, энергетики, гидравлики и кондиционирование», – рассказал бортинженер.
В 2015 году после выхода на пенсию судьба привела Александра в ряды сотрудников Московского авиационного центра, где он трудится до сих пор.
«В нашем учреждении я работаю уже десять лет, в этом году – юбилей, – улыбается герой. – Работу свою очень ценю, люблю свой профессиональный коллектив и искренне уважаю руководство Центра. Уверен, что авиация – лучшая работа для настоящих мужчин».
Когда Александра Анисимова спрашивают, кто такой бортовой механик, он скромно отвечает: «Как у нас говорят в авиации, командир воздушного судна отвечает на вопрос – как летим? штурман – куда летим? а бортмеханик – на чем летим?»
Александр – опытный сотрудник, который несет свою службу на пожарных вертолетах Московского авиационного центра Ка-32. За годы работы он участвовал в ликвидации более 30 крупных пожаров в столице. По его словам, каждый раз на вызове он чувствует колоссальную ответственность, ведь от его действий в составе экипажа зависят безопасность и жизни людей.
«Расскажу об одном из пожаров. Это случилось днем в производственном цехе на территории завода. Я как раз заступил в тот день на дежурство, когда нас подняли по тревоге, – вспоминает специалист. – Авиационные работы осложнялись плотной застройкой, высотными строениями вокруг, а также расположением очага возгорания, который находился внутри цеха. Кровля прогорела и обрушилась на малой площади. Нам приходилось на минимальной скорости точечно сливать воду – в тушении участвовало три наших экипажа Ка-32 и один экипаж вертолета Ми-26Т. Благодаря мастерству, слаженной и командной работе экипажам удавалось точно производить сливы и ликвидировать возгорание в кратчайшие сроки. В результате мы выполнили 91 слив и сбросили на очаги возгорания 645 тонн воды».
Весь летный состав Московского авиационного центра регулярно тренируется, экипажи не сидят без дела. Специалисты постоянно оттачивают свои навыки полетов и авиационных работ с различными противопожарными устройствами, грузами, а также совершенствуют режим висения на низких оборотах двигателей в совместных тренировках со спасателями учреждения. Поэтому в ежедневные обязанности бортового механика входит проверка технического состояния воздушного судна, предполетный и послеполетный осмотр, выявление и устранение неисправностей, контроль за работой систем и оборудования, а также ведение необходимой документации. На Александре лежит большая ответственность – принятие решения о готовности воздушного судна к безопасному полету и выполнению экипажем поставленных задач.
В полете Александр работает в связке с командиром воздушного судна, наблюдает за исправностью работы всех систем вертолета и дает необходимые рекомендации пилотам.
«Например, на борту вертолета во время совместных работ с аварийно-спасательным подразделением учреждения я управляю лебедкой – специальным приспособлением для беспарашютного десантирования специалистов – и держу связь с ними для точного приземления. При тушении пожаров координирую и «навожу» пилотов на место происшествия, работаю с водосливным устройством вертолета и осуществляю сброс воды на очаг возгорания с помощью кнопки на спусковом механизме. Информирую о направлении и силе ветра, сложностях городской застройки и птицах», – рассказал Анисимов.
Александр также является инструктором и примером для молодых специалистов, только вошедших в дружную команду авиационного центра. Вместе с коллегами он передает опыт работы молодому поколению, а также показывает особенности эффективной работы в ночное время.
По мнению специалиста, бортмеханик должен обладать глубокими знаниями в области механики, авиационной техники и других систем воздушного судна, а также уметь решать сложные задачи, быть готовым к нестандартным ситуациям и работать в команде.
«Самое главное – быть смелым, не бояться принимать сложные решения, уметь работать на большой высоте в любых погодных условиях, видеть ситуацию со всех сторон. Одним словом, нужно быть специалистом», – поделился своими мыслями Александр.
Свободное время специалист посвящает родным и множеству разнообразных хобби. Александр часто участвует в спортивных забегах и эстафетах, играет в настольный теннис, плавает и ведет по-настоящему активный образ жизни. Лучшее и любимое путешествие для семьи Анисимовых – это поездки на Урал, где они катаются на горных лыжах и сноубордах. В этом они – настоящие фанаты.
Девиз бортмеханика Московского авиацентра гласит: «Главное в жизни – это сохранить в любой ситуации человечность, честность и доброту. Ведь профессионалом и специалистом может стать любой, а хорошим и порядочным человеком – не каждый».