Впервые название Ваганьково упоминается в XV веке

То, что Ваганьково никогда не было селом, видно из завещания великого князя Юрия Васильевича 1472 г.: «…а что мое место Ваганково, да и двор на Ваганкове месте, чем мя благословила баба моя великая Княгини [бабушка князя София Витовтовна], а то место и двор господину моему Князю великому, опрочь того места, что есмь тогож места ваганкова дал великому николе в дом на песнош». Речь идет не о поселении, а о «месте», земельном наделе, владельцем которого ранее был некий Ваганок или Ваганков (ваган – вахлак, простец, в некоторых говорах – плотник; ср. в XV в. Иван чернец Ваганков).

Считается, что Ваганьково стало именоваться Старым в XVII в. после того, как располагавшийся здесь потешный царский двор, где жили псари, обеспечивающие царские охоты, был переведен на новое место. Однако Воскресенская летопись упоминает Старое Ваганково уже под 1531 г.

Единственный документ, связывающий псарей со Старым Ваганьковым, относится к 1636 г., когда «ловчего пути конные псари и пешие, всем чином подали подписную челобитную … По твоему государеву указу велено ныне твоя государева псарня строить на Старом Ваганкове, и нам холопем твоим велено, государь, из Белого Царева города перевозиться и дворишка свои возить с мест на старое место на Ваганково…» Но если псарям указано перевозиться из Белого Царева города, значит, и «псарни на Старом Ваганкове» велено строить за пределами Белого города! Собственно, в 1636 г. строить псарню в непосредственной близости от Кремля, среди боярских дворов было бы странно.

Добавим к этому, что в царском указе 1649 г. упоминаются загородные дворы «позадь Кудриной слободы, за рекою Преснею, на выгонной же земле, что было село старое Ваганково», т. е. Старым Ваганьковым именуется нынешнее Новое. По всей видимости, Псаренный двор если и был когда-то в районе Воздвиженки, то к концу XVI в. он уже находился за Пресней. 

Следует упомянуть две популярные версии происхождения названия Ваганьково. Чаще всего название связывают со словом «ваганиться» – баловать, шалить, играть, шутить (Даль). В подтверждение ссылаются на повеление царя Михаила Федоровича от 1627 г. , «чтоб вперед, за Старое Ваганково никакие люди не сходились на безлепицу николи» («безлепец» – клоун, согласно словарю-дневнику Ричарда Джемса 1618 г.). Кроме фонетического сходства, никаких других оснований у данной версии нет.

Другая версия связана с тем, что среди налогов Древней Руси упоминается «ваганное». Срезневский истолковал это (под знаком вопроса) как пошлину за взвешивание товаров (от слова вага – весы). Некоторые авторы утверждают, что здесь якобы была таможенная застава, где взвешивали товар, привозимый через находящийся поблизости (?) брод на Москве-реке.

Цитата, которую приводят в подтверждение (обычно в укороченном виде), свидетельствует скорее против данной теории. В грамоте, данной в 1489 великим князем Иваном Васильевичем Благовещенскому Нижегородскому монастырю, говорится: «…с того товару монастырьскаго не надобе мыт, ни костки, ни явленое, ни гостиное, ни тамга, ни возмничее, ни весчее, ни померное, ни побережное, ни ваганное, ни на Суре караульное, ни детиное, ни делярное, ни иныя ни которыя пошлины». Со взвешиванием в этом перечне, несомненно, связано «весчее», соседствующее с «померным», а «ваганное» стоит в другом смысловом ряду – вместе с «побережным» и «караульным».

 Село Новое Ваганьково известно также по Ваганьковскому некрополю. Он появился здесь в 1771 году, когда в России бушевала чума. И уже очень скоро стал одним из самых больших мест массовых захоронений. Конец славной истории села Ваганьково положила эпидемия. До сих пор по традиции мертвые погребались при церквях или монастырях. Такие захоронения имелись везде. В том числе и в Кремле. Но с приходом эпидемии Сенат по настоянию графа Григория Орлова, которого Екатерина II специально отправила в Москву для борьбы с чумой, запретил захоронения умерших от болезни в стенах города. Возникла потребность в обширном по территории кладбище за его пределами. Тогда-то, согласно официальным источникам, и появилось Ваганьковское кладбище, заложенное графом с целью обеспечения безопасного захоронения умерших от болезни. Впрочем, как показали археологические раскопки, захоронения здесь были и раньше. По преданиям здесь даже был похоронен брат Василия Шуйского – печально известный царевич Дмитрий.
 Кроме организации кладбища, разумеется, предпринимались и другие методы борьбы с эпидемией. Город был разбит на так называемые санитарные участки, каждый из которых имел своего ответственного врача. Были открыты дополнительные больницы, отделения карантина. Всеобщими стараниями скоро эпидемия прекратилась, а подвиг графа Орлова был увековечен на специально выпущенной медали.

На протяжении последующих нескольких столетий на кладбище хоронились преимущественно люди небогатые. Это были нищие обитатели городских трущоб, крестьяне и мещане, мелкие чиновники и отставные военные. И лишь ХIХ веке здесь стали появляться могилы людей, которые при жизни смогли оставить след в истории нашей страны.
Тогда же по проекту известного на тот момент архитектора А. Г. Григорьева на месте старой церкви при Ваганьковском кладбище был возведен новый храм  – храм Воскресения Словущего. Вскоре после возведения храма возле него появились четыре могилы декабристов П. С. Бобрищева-Пушкина, А. Н. Верстовского, Ф. И. Толстого и А. Ф. Фролова.
Москва росла и развивалась и многие кладбища, которые прежде располагались за городом, теперь оказались в нем. Не избежало этой участи и Ваганьковское кладбище. Вместе с двумя другими московскими кладбищами – Донским и Новодевичьим,  – оно превратилось в уникальный памятник российской архитектуры и истории – некрополь – вечный памятник людям, которые нашли здесь покой.
Каждый уголок кладбища хранит память минувших эпох. По расположенным здесь захоронениям легко проследить историю России с ее стратегическими в плане развития моментами. Здесь разместилась братская могила погибших при Бородино, жертв сталинских репрессий и защитников Москвы в период Великой Отечественной Войны и многие другие памятники значительных с точки зрения истории событий. Покоятся здесь и многие знаменитости города Москвы: С. А. Есенин, К. А. Тимирязев, В. И. Суриков, В. С. Высоцкий и многие другие.

 

она культурного слоя Ваганьково датируется XV–XVII вв. Район расположен между крупными радиальными магистралями – древними дорогами. Одна направлялась к волоку около нынешнего города Волоколамска, далее к Новгороду – теперь это Знаменка, а другая по Арбату к западным землям – Воздвиженка. Примечательно, что сейчас здесь всего два переулка соединяют крупные улицы. В древности их было гораздо больше – например, в «Петровском плане» их насчитывается 11. Предполагают, что само название – «Ваганьково» – произошло от слова «ваганить», которое Даль в своем словаре снабжает пометой «вологодское» и объясняет: «баловать, шалить, играть, шутить», так как здесь якобы находился «государев потешный двор». Однако было бы логичнее объяснить это название наименованием денежного налога за взвешивание товара, который назывался ваганным. Предположение о связи этого названия с торговлей может подтверждаться и тем, что поблизости от села Ваганькова находился брод через Москву-реку, по которому проходила важная дорога из Новгорода в приокские города. Естественно было ожидать появление заставы у самого брода под стенами крепости на Боровицком холме, где и собиралась ваганная пошлина.

 



Новости СМИ2